«Аспирантура – это путь в большую науку, в увлекательный мир открытий и познания неизведанного. Обучение в аспирантуре - это время напряженного труда и творческого вдохновения, когда рядом есть квалифицированный и заинтересованный научный руководитель, готовый своим советом, идеей, примером помочь добиться главного итога обучения – защиты диссертации. Багаж знаний и практический опыт исследовательской деятельности, полученные в аспирантуре, станут бесценным вкладом в профессиональное совершенствование, откроют новые возможности для профессионального роста и развития».

Тарабаева Виктория Борисовна,
Директор педагогического института,
доктор социологических наук, профессор

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре на факультете психологии осуществляется по группе научных специальностей 5.3 Психология и 5.8 Педагогика.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 5.3 Психология

Образовательные программы данной группы специальностей построены как междисциплинарные, обобщающие и систематизирующие знания, накопленные современной психологией и смежными науками о психическом и профессиональном развитии человека и ориентированы на лиц, имеющих образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура), в том числе, лиц, имеющих образование, полученное в иностранном государстве, признанном в Российской Федерации.

Научные специальности:

  • 5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии (руководитель - Разуваева Татьяна Николаевна, д. псх. н., профессор);
  • 5.3.7 Возрастная психология (руководитель - Великанова Александра Сергеевна, к.псх.н., доцент).

Форма и нормативный срок обучения:

  • очная (3 года)

Целью освоения данных образовательных программ в аспирантуре является:

  1. подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук;
  2. обеспечение готовности к дальнейшей самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности в области общей и возрастной психологии в образовательных и научно-исследовательских организациях, на предприятиях различных отраслей народного хозяйства;
  3. осознанное и самостоятельное построение и реализация траектории своего развития и карьерного роста, которые позволяют выпускнику успешно работать в сфере науки, образования, управления и быть востребованным на рынке труда.

Область профессиональной деятельности выпускников аспирантуры, включает: решение профессиональных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники аспирантуры: научно-исследовательская деятельность и преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования в области психологических наук.

Научное руководство аспирантами осуществляют доктора и кандидаты наук:

по научной специальности 5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии

  • Разуваева Татьяна Николаевна, д. псх. н., профессор. Сфера научных интересов: инновационная деятельность коллектива, психология личности;
  • Шарапов Алексей Олегович, к.псх.н., доцент. Сфера научных интересов: самосознание личности, когнитивная психология;
  • Шутенко Елена Николаевнак.псх.н., доцент. Сфера научных: интересов: психология личности, самореализация молодежи, психодрама.

по научной специальности 5.3.7 Возрастная психология

  • Бучек Альбина Александровна, д. псх. н., профессор. Сфера научных интересов: социо-культурная и этническая социализация личности, возрастные особенности социально-психологической адаптации личности;
  • Великанова Александра Сергеевна, к.псх.н., доцент. Сфера научных интересов: ценностно-смысловое самоопределение молодёжи в образовательном и профессиональном пространстве, психологическое благополучие личности и группы;
  • Ткачев Виктор Николаевич, к.ф.н., профессор. Сфера научных интересов: развитие личности профессионала, акмеологические инварианты профессионализма специалистов помогающих профессий

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 5.8 Педагогика

Обучение по программам аспирантуры осуществляется в очной и заочной формах. Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц, вне зависимости от формы обучения и применяемых образовательных технологий, реализация программ аспирантуры ведётся с использованием сетевой формы, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

Срок получения образования по программам аспирантуры:

  • очная форма обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 3года;
  • заочная форма обучения составляет 4 года.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработку и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Зачисление осуществляется по результатам конкурса согласно Правилам приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре НИУ «БелГУ» на образовательную программу.

Реализуемые образовательные программы по группе научных специальностей 5.8 Педагогика:

  • 5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования
  • 5.8.7 – Методология и технология профессионального образования

Научное руководство аспирантами осуществляют доктора и кандидаты наук:

  • Ирхина И.В., доктор педагогических наук, профессор;
  • Исаев И.Ф., доктор педагогических наук, профессор;
  • Кормакова В.Н., доктор педагогических наук, профессор;
  • Макотрова Г.В., доктор педагогических наук, профессор;
  • Шеховская Н.Л., доктор педагогических наук, профессор;
  • Кролевецкая Е.Н., кандидат педагогических наук, доцент;
  • Ерошенкова Е.И., доктор педагогических наук, профессор;
  • Ильинская И.П., кандидат педагогических наук, доцент.

Защита диссертаций на соискание степени кандидата и доктора педагогических наук осуществляется в диссертационном совете, созданном по системе самостоятельного присуждения ученых степеней, БелГУ.13.01 (педагогические науки).


Официальные документы аспирантуры

Полезные ссылки


Информацию предоставили   
   руководители аспирантуры д. псх. н., профессор Разуваева Т.Н.,
к.псх.н., доцент Великанова А. С., д. пед. н., профессор Шеховская Н.Л., 01.09.2023


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.