Заседание междисциплинарного дискуссионного клуба «Инсайт»
30 ноября состоялось шестое заседание междисциплинарного дискуссионного клуба «Инсайт» по теме ««Смысловые барьеры в образовательной коммуникации: конструктивные и деструктивные функции». Дискуссионный клуб создан на базе кафедры педагогики факультета психологии. Целью его деятельности является объединение усилий представителей разных наук, педагогов-практиков, аспирантов, студентов-исследователей для обсуждения, выработки приоритетов и обогащения практики в области современного образования, которое представляет собой открытую систему, существующую в условиях неопределенности.
В дискуссии приняли участие 102 человека. Среди участников оказались преподаватели кафедры педагогики, аспиранты, магистранты, студенты педагогического института, учителя общеобразовательных организаций. Экспертами дискуссии выступили: Полонский Валентин Михайлович – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО; Сазонов Дмитрий Николаевич – кандидат психологических наук, руководитель психологической службы НИУ «БелГУ».
Основными докладчиками выступили модератор дискуссии, Макотрова Галина Васильевна, аспиранты Щеглов Андрей Алексеевич, Баласанова Виктория Артемовна, учителя ОГАОУ «Шуховский лицей» Михайлец Жанна Григорьевна, Чернов Дмитрий Валерьевич, Скрыпникова Светлана Николаевна, учитель ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха» Нехаева Наталья Петровна. Живой отклик у участников дискуссии вызвали вопросы, которые касались конструктивных и деструктивных функций возникающих на учебном занятии контрастов смыслов школьников; различных смысловых позиций младших школьников при использовании известной методики «шесть шляп мышления» Эдварда де Боно на уроке чтения.
В докладах были отмечены пути возникновения и преодоления смысловых барьеров у школьников и студентов. Для обеспечения движения смыслов школьников в познавательной деятельности докладчиками были показаны пути использования учебных заданий для оперативной диагностики познавательных барьеров школьников, выделены действия учителей, которые индуцируют появление при решении физических задач смысловых барьеров, которые выполняют деструктивную функцию (создают помехи в понимании изучаемого содержания, ведут к снижению мотивации учения, конфликтным отношениям).
На этом заседании междисциплинарного клуба разгорелась горячая дискуссия о том, оказывает ли вредное влияние использование цифровых технологий в образовательной коммуникации на смысловую сферу школьников. Докладчики показали, как расширяются горизонты понимания содержания образования при создании школьниками значимых для них цифровых дидактических игр, разработке адаптированного телеграмм-канала (бота) для детей, страдающих сахарным диабетом.
Вопросы к докладчикам отражали заинтересованность слушателей к оценке динамики смыслообразования школьников при работе с терминологией, процессам самопознания и творческого саморазвития в исследовательском обучении, возможностям переноса ряда методик работы со смыслами обучающихся в школе в практику вузовского образования, поиску смыслов самим учителем при проектировании процесса обучения.
В выступлении Валентина Михайловича Полонского особое внимание было уделено значимости использования междисциплинарного подхода в образовательной коммуникации, важности организации учителем ведения школьниками систематической работы с терминологией. Эксперт отметил высокий уровень актуальности представленных результатов изучения проблемы использования STEM-лаборатории в исследовательском обучении школьников, предложил студентам и учителям школ заняться совместным созданием библиотеки познавательных барьеров школьников по различным учебным предметам, чтобы затем использовать ее в практике подготовки будущего учителя.
Прозвучавшие доклады, ответы на вопросы выступавших получили высокую оценку экспертов. Они обратили внимание на методологическую и теоретическую обоснованность выводов в представленных инновационных практиках работы, заинтересованность и активность участников дискуссии.
30.11.2023
<< Назад к списку | | Просмотров: 160 |
Войти, чтобы оставить комментарий.