Современный специалист: психологические составляющие

Участники встречи обменялись мнениями по таким актуальным на сегодня вопросам, как роль психологических факторов в профессиональной деятельности, особенности психологической подготовки в вузе к профессиональной деятельности, становление личности будущего специалиста в процессе обучения в вузе.

В обсуждении приняли участие ведущие преподаватели кафедры возрастной и социальной психологии (профессор Резниченко М.А., доценты Шкилев С.В., Ланских М.В., Кучерявенко И.А., Овсянникова Е.А., Зиборова Е.И., Чеботарев С.С., Ткаченко Н.С., ассистент Бойченко Я.С.), магистранты (Бочарова Г.Г., Доманова Д.В.) и студенты (Ермоленко А.В., Громова Е.С., Севрюкова Р.А., Вакуленко В.А., Закаблукова А.А., Иовенко Е.Ю. и др.), а также представители Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ): заведующий кафедрой педагогики и психологии профессиональной подготовки профессор Бондаренко В.В., доценты кафедры педагогики и психологии профессиональной подготовки Шапарь В.Б. и Беседин А.Н., студенты, обучающиеся в магистратуре по направлению «Инженер-педагог», Савченко Е.С., Гончарова И.Ю., Костенко М.С. и Костенко Е.С.

Заведующая кафедрой возрастной и социальной психологии профессор Резниченко Мария Андреевна открыла заседание круглого стола и отметила, что проблема человеческого капитала является крайне актуальной не только для Российской Федерации, но и для современного мира в целом. Высшая школа претерпела существенные структурные изменения. Произошел переход к массовому, общедоступному высшему профессиональному образованию. Право на получение высшего образования перестало быть правом «интеллектуальной элиты», принадлежность к которой доказывается достаточно острой конкурентной борьбой на вступительных экзаменах в вуз. Изменилась образовательная среда вуза и цели подготовки будущего специалиста. Основные черты современного образования: компьютеризация образования меняет познавательную деятельность студента, его отношение к информации; субъектность, опора на самодеятельность, которая должна реализоваться в соответствующих методах обучения (портфолио и проекты) с учётом социальной направленности; самостоятельность предполагает наличие индивидуальных образовательных маршрутов и запросов, поэтому необходимо предоставление вариативных образовательных услуг. Готов ли современный преподаватель к взаимодействию со студентом в этих изменившихся условиях?

Одной из основных особенностей современного образования является противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми к выпускникам высших учебных заведений со стороны государства и общества, снижение качества образования, его востребованности на уровне полученной в вузе профессии. Решение проблемы видится, с одной стороны, в диверсификации содержания и структуры образовательных программ, а с другой – в разработке и развитии новых образовательных технологий, внедрении их в образовательный процесс (в том числе рейтинго-модульных и проблемно-ориентированных, а также индивидуальных образовательных программ и т.п.).

Введение двухуровневой системы образования предполагает концептуально новые подходы к формированию содержания образования, новые подходы к дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности обучения, разработку концепции новой образовательной модели «бакалавр» и «магистр», которые до сих пор остаются непонятными для кадровых служб предприятий и организаций.

Вузы становятся субъектами рыночной экономики. В нашем лексиконе вместо слов «образование» и «обучение» все чаще употребляется понятие «образовательные услуги», а успешность вуза рассматривается через призму рыночных отношений. Растет ориентированность студентов на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности. Наблюдается «эластичность» нравственного сознания и поведения, правовой нигилизм, жизненный прагматизм и эгоизм. В студенческой среде произошла существенная деформация профессиональной и миграционной мотивации, гражданских позиций и нравственных ценностей.

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять.

К первой категории, в том числе, относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п.

Как создать оптимальные организационные условия для эффективной образовательной и научно-исследовательской деятельности становления личности будущего профессионала в современных условиях в практике профессионального образования?

Мария Андреевна призвала всех участников круглого стола поделиться своими соображениями по проблемным вопросам подготовки будущего специалиста, обсудить предложения по возможной практической реализации выдвинутых гипотез и положений.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии профессиональной подготовки профессор Бондаренко Владимир Васильевич от лица делегации из Украины выразил благодарность за приглашение организаторам данного мероприятия. Владимир Васильевич отметил, что в рамках договора, подписанного между кафедрами в феврале текущего года, уже идет плодотворное сотрудничество. Так, магистрант и студенты кафедры возрастной и социальной психологии (Бочарова Г.Г., Вервейко И.Н., Ненаткевич Н.И.) в начале апреля участвовали в Международной научной конференции молодых ученых и студентов «Психолого-педагогические особенности подготовки специалистов с высшим образованием: достижения и перспективы». Заявленную тему международного круглого стола Бондаренко В.В. считает очень актуальной. Свою позицию он обосновывает тем, что современный уровень развития и характер общественного производства, связанный со стремлением интегрироваться в мировое хозяйство, свидетельствует о необходимости существенных преобразований в этой области, успешная организация которых может быть проведена только при наличии высокопрофессионального кадрового обеспечения, отвечающего требованиям мирового образовательного пространства. Подготовка современного инженера должна, по его мнению, строиться не только на том, что он должен хорошо знать технику и технологию производства, успешно уметь выполнять инженерные задания, а, в первую очередь, искать ответы на вопросы: на каком месте более эффективно использовать конкретного работника, как создать более комфортные условия работы, используя индивидуальный подход и т.п. Такая подготовка возможна только при усилении психологического компонента профессионального образования будущего инженера.

Интересным был доклад Бочаровой Галины Геннадьевны «Личностно-индивидуальные черты, необходимые психологу для успешной профессиональной деятельности». Она подчеркнула, что в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, осваиваются индивидуальные способы и приемы деятельности, поведения и общения, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции.

Галина Геннадьевна представила результаты исследования, направленного на выявление наиболее значимых личностно-индивидуальных черт, необходимых психологу для успешной профессиональной деятельности.

Ланских Марина Васильевна отметила, что результаты проведенных ею исследований свидетельствуют о том, большинство руководителей различного уровня практически во всех сферах экономики, науки, культуры и политики получили в свое время инженерное образование. При подготовке кадров технические вузы ориентируются преимущественно на будущую деятельность выпускников в одной из следующих сфер: технологической, проектно-конструкторской, эксплуатационной или научно-исследовательской. Справедливо считается, что инженер должен досконально знать свою предметную область и поэтому главное внимание уделялось, прежде всего, специальным дисциплинам, в то время как психологическая подготовка практически не предусматривалась. Однако в условиях существенного повышения роли личностного фактора без такой подготовки невозможно овладение сложным и ответственным искусством управления и наукой управленческих технологий, закономерностями межличностного, в том числе управленческого общения.

Интерес вызвала тема доклада магистрантов ХНАДУ Костенко Марии Сергеевны и Костенко Елены Сергеевны «Особенности диагностики профессионального становления инженеров-педагогов». Они отметили, что в современных условиях развития украинского общества профессионализм, способность к саморазвитию, профессионально важные качества личности, карьера становятся одним из важнейших ресурсов предприятия, а накопленные сотрудниками знания, навыки и опыт становятся главным фактором экономического успеха нашего государства. Формирование личности человека продолжается всю жизнь, впрочем, период обучения в высшей школе играет особую роль в этом процессе. Именно в это время у студента закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он войдет в новую для него атмосферу профессиональной деятельности, где будет его дальнейшее развитие как личности. Для этого система учебно-воспитательного процесса должна основываться на гармонизации развития студента и как личности, и как будущего квалифицированного специалиста.

Мария и Елена рассказали о разработанной информационно-расчетной системы (ИРС) «Профессиональное становление», практическое значение которой заключается в том, что ее использование в учебно-воспитательном процессе вуза позволяет решить ряд проблем, связанных с подготовкой будущих инженеров-педагогов на разных этапах обучения, управлением качеством подготовки будущих специалистов, профессиональным подбором кадров для высшей школы, адекватной самооценкой студентами своих профессионально важных качеств и их дальнейшего развития.

Зиборова Елена Игоревна в своем докладе указала на то, что представители различных взглядов на развитие образования в основном едины в подходе к определению его целей – становлению личности будущего специалиста. Проектируя содержание образования, необходимо основываться на системном подходе, т.е. моделировать содержание системы непрерывного образования как комплекса, компоненты которого взаимодействуют на принципах системности и последовательности.

По ее мнению, чтобы в процессе высшего образования подготовить будущего специалиста к выполнению профессиональных задач, необходимо: а) преодолеть, с одной стороны, имевшуюся до сих пор известную однобокость в образовании, технократические тенденции в подготовке специалистов естественнонаучного и технического профиля, а с другой, – устранить изолированность социально-гуманитарного знания от естественнонаучного и технического компонентов современной культуры; б) выпускать образованных специалистов не только с хорошей профессиональной подготовкой, но и способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды.

Магистрант ХНАДУ Гончарова Ирина Юрьевна представила на обсуждение результаты исследования, которое заключалось в том, чтобы эмпирически установить, как представлены в структуре особенностей личности и общения тенденции соперничества и сотрудничества. Психологическое тестирование студентов инженеров-педагогов по личностным тестам свидетельствуют, что на первые места в факторных структурах почти безраздельно вышли параметры и тенденции соперничества и сотрудничества, выражающие фундаментальные и универсальные особенности личности и механизмы общения: кооперацию-конкуренцию, идентификацию-обособление, взаимодействие противодействие, диалог-монолог.

Ткаченко Надежда Степановна в докладе «Развитие профессионально-важных качеств как показатель профессионального становления студента» отметила, что профессионально значимые качества личности принято исследовать в русле определенной профессии, т.к. они зависят от той или иной сферы деятельности, каждая из которых предъявляет свои требования к личности специалиста. Однако имеются попытки определить качества, способствующие успешному профстановлению в любом виде деятельности. Она выдвинула гипотезу о том, что на начальной стадии профессиональной подготовки наиболее значимыми профессионально важными качествами, которые могут определить успешное профессиональное становление студентов, являются: направленность личности; целеустремленность или потребность в достижении; ответственность или интернальность субъективного контроля. Результаты проведенных ею исследований показывают, что именно деловая направленность личности, стремление к достижению успеха и интернальный локус контроля составляют основные характеристики человека как субъекта деятельности. Эти характеристики можно принять как личностные показатели профессионального становления студентов и проследить их проявления в учебно-профессиональной деятельности.

Круглый стол прошел в виде конструктивной дискуссии, где все желающие смогли высказать свою точку зрению по рассматриваемым вопросам.

В завершении дискуссии ее участники высказали единое мнение об актуальности, важности и целесообразности рассмотрения вопросов, вынесенных на обсуждение, а также подтвердили готовность к дальнейшему активному сотрудничеству между вузами двух государств и наметили конкретные пути его реализации.

Самым активным участникам круглого стола были вручены грамоты в номинациях: «Интересная тема исследования», «Оригинальный подход в исследовании» и «Творческий подход к моделированию исследования».

В ближайшее время предполагается публикация сборника тезисов докладов участников международного круглого стола.

 Ланских Марина Васильевна, доцент
кафедры возрастной и социальной психологии

17.04.2013


<< Назад к списку  | Просмотров: 1192

Фотогалерея события

  Бондаренко Владимир Васильевич отметил первые результаты взаимодействия вузов
  Преподаватели кафедры возрастной и социальной психологии приняли активное участие в заседании круглого стола
  Выступление магистрантов ХНАДУ Костенко Марии и Костенко Елены
Бондаренко Владимир Васильевич отметил первые результаты взаимодействия вузов

Преподаватели кафедры возрастной и социальной психологии приняли активное участие в заседании круглого стола

Выступление магистрантов ХНАДУ Костенко Марии и Костенко Елены



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.