Резниченко Мария Андреевна

Резниченко Мария Андреевна

Кандидат психологических наук,
профессор кафедры возрастной и социальной психологии

Родилась 5 октября 1951 г. в с. Сидоровка, Корочанского района, Белгородской области

В 1976 г. окончила с отличием МГПИ им. В.И. Ленина (сейчас МПГУ) по специальности «Педагогика и психология школьная», квалификация: преподаватель педагогики и психологии. Очная аспирантура НИИ общей, возрастной и педагогической психологии (сейчас Психологический институт) в Москве (1982-1985).

Защитила кандидатскую диссертации в 1986 г. по специальности 19.00.07 - возрастная и педагогическая психология на тему: «Влияние формирования способов учебной работы на самооценку старших школьников» под научным руководством И.С. Якиманской..В 1993 г. присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии.

Повышение квалификации: ИПК МГУ (1990), курсы повышения квалификации «Профориентационная и имиджевая работа в БелГУ» (2007),»Инновационная деятельность образовательного учреждения по освоению современных образовательных технологий» (2008).

Стаж научно-педагогической работы – 37 лет, В БелГУ - с 1976г. 1976-1978 - зав. педпрактикой института, 1978- 1981 - ассистент кафедры педагогики Белгородского педагогического института им. М.С. Ольминского;
1985-1990 - ст. преподаватель кафедры психологии;
1990- 2002 – зав. кафедрой психологии, с 2004 г. – профессор кафедры;
2005-2010г., февраль-август 2013г. - зав. кафедрой возрастной и социальной психологии факультета психологии.

В настоящее время работаю в должности профессора кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии.

Область научных интересов: возрастная и педагогическая психология. В круг научных интересов входят проблемы развития личности субъектов образовательного пространства, в частности, ценностные трансформации отношений в системе «преподаватель - студент».

Под руководством Резниченко М.А. успешно защищены: 1 кандидатская диссертация, около 100 дипломных работ и 10 магистерских диссертаций. Ежегодно в 2008-2012г. дипломные работы, выполненные под руководством Резниченко М.А. , награждаются почетными грамотами в рамках Внутриуниверситетского конкурса дипломных работ по региональной тематике 2012 года (гуманитарное направление). Результаты научно-исследовательской работы студентов факультета психологии ежегодно публикуются в студенческих сборниках научных работ БелГУ, МГУ и др. Опубликовано 25 работ. Выступала на научных конференциях Психологического института РАО г. Москва, Лаборатория экопсихологии развития (2005)., Всесоюзной научно-практической интернет-конференции «Дидактическая система преподавателя: опыт, проблемы и перспективы развития» (2010) http://unid.bsu.edu.ru/unid/didact,«Психологическая культура личности: теория и практика» Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. (2009),Всероссийской научно-практической конференции "Педагогика развития: посредническая функция и посредническое действие в образовании», Красноярск, (2011) и др. Под руководством Резниченко М.А. организованы и проведены: Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Психологическое обеспечение качества образования в условиях его модернизации» Белгород (2007), (2008), заседание Международных круглых столов «Современный специалист: психологические составляющие» (2013), «Психолог образования: кто он? Теория и практика»(2013).

Участвовала в выполнении коллективного гранта РФФИ – Всероссийская олимпиада по психологии и педагогике (2011), (2012).

В соответствии с учебным планом подготовки психологов на уровне бакалавриата и магистратуры осуществляю чтение лекций, разработку рабочих программ и УМКД по следующим дисциплинам и спецкурсам: «Психология развития и возрастная психология», «Детский рисунок в психодиагностике», «Кризисы возрастного развития», «Педагогическая психология», «Психологические основы урока» «Психология дошкольника», «Психология младшего школьника» и др. В системе «Пегас» разработаны и представлены тестовые задания для текущего и итогового тестирования студентов с целью контроля результатов усвоения дисциплин: «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Кризисы возрастного развития».

Участвовала в профессиональном конкурсе БелГУ «Лучший преподаватель БелГУ». Победитель в номинации «Лучший электронный учебник для студентов» (2007)

В 1993-2002 г. - член областного и городского экспертного совета управления образования г. Белгорода. В 2001-2005г. - член жюри областного школьного конкурса исследовательских работ в рамках проекта «Шаг в будущее» на базе лицея №10 г. Белгорода.

Награждена Грамотой Министерства образования и науки РФ в 2006 г.

Присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» в 2012 г.

Результаты научной и научно-практической деятельности изложены более чем в 100 научных работах, учебных пособий и монографий - 14. Статей, в том числе в изданиях ВАК, РИНЦ - 6, SCOPUS (Web of Science) - 1.

Список монографий, учебных пособий
1. Психология Учебное пособие к ГЭ. Белгород, 1998. 2 п.л.
2. Задачи по психологии развития подростков. Белгород, 1997. 2 п.л.
3. Задачи по психологии развития детей 6-10 лет.. Белгород, 1996 3,26 п.л.
4. Диагностика психологической готовности детей 6-летнего возраста к обучению в школе. Белгород, 1992.- 2 п.л.
5. Сборник задач по педагогической психологии. Белгород, 2002.- 1 п.л.
6. Учитель в системе психологической службы школы. Белгород, 2002. - 6,28 п.л.
7. «Педагогическая психология (школьная)» для студентов педагогических специальностей. Электронный вариант учебника БелГУ, 2003.
8. Психологические аспекты деятельности учителя школы. Учебное пособие. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА».- 2005. – 208с.. 13 п.л.
9. Личность школьника в образовательном пространстве лицея: развитие, образованность, здоровье, культура. Материалы из опыта работы МОУ – лицей №10 в рамках федерального системного эксперимента. Коллективная монография /Под.ред. Резниченко М.А., к.психол.н., Кирилловой Е.И., к.пед.н. – Белгород: Политерра, 2008 – 490 с., 30,6 п.л.
10. «Психологическое обеспечение качества образования в условиях его модернизации» Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Белгород, 18 апреля 2007 г Сборник научных работ/ отв.ред. Резниченко М.А., – Белгород: ИПЦ Политерра, 2008 – 96 с. 6 п.л.
11. Научно-исследовательская деятельность студентов (учебно-методическое пособие) Белгород, Политерра, 2010.- 5,5 п.л.( соавт. Авдеев А.Ю., Шкилев С.В.)
12. Кризисы возрастного развития. Рабочая тетрадь. (Соавт. Авдеев А.Ю.) Изд.2 дополненное, переработанное. – Белгород, 2012.- 175с.- 11 п.л.
13. Руководство и лидерство: философско-психологический анализ. В соавторстве: Ланских М.В., А.С. Пономарев, С.Н. Панич. – Белгород: ИД «Белгород», 2012. – 136с.— 7,67п.л.
14. Психологические основы урока. Белгород: ИД «Белгород», 2013. - 256с. - 14,88 п.л.

Профиль на Research Gate


E-mail:  Reznichenko@bsu.edu.ru

<< Назад