Наука на факультете

Реализация научно-исследовательской работы по кафедре общей и клинической психологии осуществляется по следующим направлениям:

  • Педагогический коллектив как субъект инновационной деятельности - доктор психологических наук, профессор Разуваева Татьяна Николаевна;
  • Функциональная асимметрия мозга и индивидуально-психологические особенности личности при склонности к девиантному поведению - кандидат психологических наук Гут Юлия Николаевна;
  • Временная транспектива как условие успешного самоопределения личности - кандидат психологических наук, доцент Деревянко Юлия Петровна;
  • Формирование профессиональной идентичности психолога в учебном процессе в вузе - доктор психологических наук, профессор Запесоцкая Ирина Владимировна;
  • Психология языковых способностей - доктор психологических наук, профессор Кабардов Мухамед Каншобиевич;
  • Особенности образа будущего у студентов с разными индивидуально-психологическими свойствами - кандидат психологических наук Канищева Марина Александровна;
  • Психологическая культура как условие психологического здоровья человека - кандидат психологических наук, доцент Карнаухов Владимир Александрович;
  • Адаптация личности к стрессорам различного генеза - кандидат биологических наук, доцент Ковалева Ольга Леонидовна;
  • Субъектные качества личности в структуре экологического сознания медицинских работников - кандидат психологических наук Ковтун Юлия Юрьевна;
  • Клинико-психологические детерминанты неблагоприятной динамики алкоголизации в подростковом возрасте - кандидат психологических наук, доцент Локтева Анна Владимировна;
  • Особенности и профилактика эмоционального выгорания личности - доктор медицинских наук, профессор Лукьянов Владимир Викторович;
  • Социально-личностная идентичность в норме и при нарушении - доктор психологических наук, профессор Никишина Вера Борисовна;
  • Развитие ценностных предпочтений здоровья у студентов вуза - кандидат психологических наук, доцент Пчелкина Евгения Петровна;
  • Психологические особенности личности больных сурдомутизмом - доктор медицинских наук, доцент Филатова Оксана Аркадьевна;
  • Идеальное Я личности перфекциониста - ассистент Филатова Елена Анатольевна;
  • Эмоциональная привязанность к матери как фактор развития гармоничной личности - кандидат психологических наук Цуркин Владислав Александрович;
  • Психология кризисных состояний личности - кандидат психологических наук, доцент Шарапов Алексей Олегович;
  • Самосознание личности профессионала - кандидат психологических наук, доцент Швецова Виталина Анатольевна;
  • Гендерные особенности личности - кандидат психологических наук, доцент Шукчус Любовь Витаутасовна;
  • Самореализация студенческой молодежи в трансформирующейся социокультурной среде вышей школы - кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна.
Научно-исследовательская и инновационная деятельность преподавателей выпускающей кафедры возрастной и социальной психологии ведётся по следующим приоритетным направлениям:

1. Развитие личности в семье, образовательном и профессиональном пространстве;

2. Психологические инварианты профессионализма специалистов служебной деятельности и помогающих профессий;

3. Психологическое благополучие личности и коллектива: сущность, закономерности, технологии обеспечения.

Тематика научных работ в рамках первого и второго направлений:

Заведующий кафедрой Герасимова Александра Сергеевна «Ценностно-смысловое самоопределение студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности»;

Профессор Бучек Альбина Александровна "Акмеологические инварианты профессионализма руководителей образовательных учреждений";

Доцент Резниченко Мария Андреевна «Развитие личности студента в образовательном пространстве: ценностные трансформации отношений в системе «преподаватель - студент»;

Доцент Ткаченко Надежда Степановна «Профессионально-личностное становление студентов в период обучения в вузе»;

Доцент Худаева Майя Юрьевна «Развитие конфликтологической компетентности в онтогенезе»;

Доцент Годовникова Лариса Владимировна «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенностями развития»;

Старший преподаватель Шитикова Елена Вячеславовна «Инновационно-мыслительная деятельность как психологическое условие развития научного потенциала личности в юношеском возрасте».

Третье направление представлено следующими инициативными исследованиями:

Доцент Овсяникова Елена Алексеевна «Родительские установки будущих родителей-усыновителей в структуре их психологической культуры»;

Старший преподаватель Викторова Екатерина Александровна «Психологическая культура как фактор развития профессионального самосознания психолога образования»;

Доцент Кий Наталья Михайловна «Технологии работы с подростками по преодолению асоциальных и суицидальных тенденций»

Доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич «Психологические условия готовности студентов-психологов к осуществлению профессиональной деятельности»

Доцент Шкилев Сергей Владимирович «Развитие доверия к себе и другим у студентов в процессе обучения в вузе»; «Психологическая безопасность образовательной среды»

По индивидуальной тематике преподавателями кафедры проводятся следующие исследования:

Доцент Зиборова Елена Игоревна «Психологические условия формирования корпоративной культуры управления современным предприятием»;

Доцент Ланских Марина Васильевна «Психологические аспекты управления учреждениями высшего профессионального образования как сферой образовательных услуг»

Доцент Панич Ольга Евгеньевна «Межэтническое взаимодействие субъектов образовательного процесса вуза».

Полученные результаты научно-исследовательской работы находят отражение в научных докладах на конференциях и семинарах различного уровня, публикациях преподавателей в журналах, рекомендованных ВАК, индексируемых РИНЦ, Scopus, а также определяют специфику исследовательской деятельности обучающихся бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и высокую публикационную активность последних.

Кафедра является выпускающей по направлению подготовки аспирантуры 37.06.01 Психологические науки, образовательная программа «Психология развития, акмеология».

Традиционным для кафедры является проведение следующих мероприятий в рамках общеуниверситетской Недели науки: 1) Студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии»; 2) Международного круглого стола «Актуальные проблемы современной теоретической и практической психологии»; 3) Мастер – классов по эффективному управлению временем, профилактике эмоционального выгорания специалистов социономических профессий и др.;

Перспективы развития кафедры в научно-исследовательской деятельности:

1) Заключение соглашения о сотрудничестве с Институтом психологии РАН по приоритетным направлениям научной деятельности;

2) Создание охраноспособных объектов интеллектуальной собственности и их использование в хоздоговорных работах.

Научно-исследовательская деятельность кафедры психологии:

Основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры психологии разработаны в проекции научных направлений университета. Научно-исследовательская работа на кафедре ведется в рамках следующих направлений:

· Психология высшей школы: системно-деятельный подход (проф. Гребнева В.В., доц. Кузнецова Л.Б., доц. Москаленко С.В., доц. Сулима Т.В.);

· Психология и социология управления образованием (проф. Тарабаева В.Б, проф. Ткачев В.Н., ст.преп. Мирошникова О.С.);

· Нейропсихология образования (доц. Корнеева С.А., доц. Ситникова М.А.);

· Психология инклюзивного образования (доц. Бубнова О.А., доц. Виниченко М.А., доц. Жеребненко О.А., доц. Корнеева С.А.).

Результаты научно-исследовательской деятельности сотрудников кафедры представлены в научных журналах, в том числе, индексируемых БД РИНЦ, Scopus и Web of Science: «Мир психологии», «Историческая психология социология истории» «Народное образование», «Журнал прикладной психологии», «Начальная школа», «Казанский педагогический журнал», «Психология обучения», «Высшее образование сегодня», «Знание. Понимание. Умение», «International Journal of Advanced Biotechnology and Research (IJBR)», «Yearbook of eastern European studies» (Польша, Вроцлав) и др.

На кафедре педагогики существует научная школа профессора И.Ф. Исаева «Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя» и несколько перспективных направлений, разрабатываемых под руководством докторов наук, профессоров:

- «Историко-педагогические и философские основы духовно-нравственного воспитания личности» (проф. Н.Л. Шеховская);

- «Развитие дидактической системы учителя» (проф. И.В. Ирхина);

- «Социально-профессиональное самоопределение личности» (проф. В.Н. Кормакова);

- «Проблемы социально-экологического образования школьников и студентов» (проф. В.С. Шилова);

- «Развитие исследовательского потенциала школьников» (доц. Г.В. Макотрова);

- «Воспитательное пространство региона как условие социально-педагогической защиты детей» (доц. В.Л. Холод).

В разработке каждого из направлений участвуют преподаватели кафедры, докторанты, аспиранты, магистранты, студенты. Ежегодно преподаватели кафедры публикуют монографии, учебные пособия, сборники научных статей – средний объем печатной продукции за последние 5 лет составляет 180 п.л. в год. Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность ученых кафедры осуществляется на экспериментальных площадках в вузах, колледжах, техникумах, школах и организациях дополнительного образования г. Белгорода и Белгородской области.

Информацию предоставили зав. кафедрами Разуваева Т.Н., Герасимова А.С., Гребнева В.В., Шеховская Н.Л., 01.11.2018


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.