От поколения к поколению

На интересующие студентов вопросы ответила профессор Резниченко Мария Андреевна, заведующая кафедрой возрастной и социальной психологии

Какие изменения произойдут на кафедре под Вашим руководством?

Ценностные ориентиры развития кафедры обозначены в программе развития факультета психологии в целом, и кафедры возрастной и социальной психологии - в частности, до 2017 г. Весь спектр позиций развития был обсужден на встрече преподавателей с и.о. ректора НИУ «БелГУ» О.Н.Полухиным.

Сохранятся традиции – неразрывная связь учебной и научно-исследовательской работы, привлечение к преподаванию квалифицированных кадров, нацеленность на глубокую теоретическую подготовку студентов с овладением ими методами практической работы, осуществление индивидуального подхода к образовательной деятельности студента (в том числе подготовка элитных специалистов). Начата работа по внедрению в образовательный процесс инновационных образовательных технологий (в том числе рейтинго-модульных и проблемно-ориентированных, а также индивидуальных образовательных программ и т.п.).

Открываются новые перспективы включения в мировое образовательное пространство через международное сотрудничество с ведущими вузами. Мы будем стремиться учитывать тенденции и изменения, которые происходят на образовательном рынке и рынке труда, причем не только отечественном. С 2013 г. мы открываем набор на новую специальность – «Психология служебной деятельности», в рамках которой будет осуществляться подготовка специалистов по экстремальной психологии и психологической помощи в ЧС. Потребность в такого рода специалистах в области велика.

Нужна принципиально иная информационная среда, новые по форме и содержанию электронные учебно-методические комплексы, лаборатории. Их разработкой и занимаются в настоящее время преподаватели кафедры.

Кафедра будет стремиться к тому, чтобы образовательное поле подготовки психологов было грамотно простроено. Необходимо преодолевать отставание в инструментальной оснащенности учебной и научно-исследовательской работы на кафедре. К примеру, в МГУ на факультете психологии используют высокотехнологическую установку «Виртуальная реальность». Эксплуатация такого рода установок требует больших материальных затрат, поэтому кроме фундаментальных задач в области психологии восприятия, памяти и внимания, мы собираемся с их помощью решать прикладные задачи, включая моделирование различных условий и состояний, в которых находится человек.

Как Вы оцениваете интерес студентов к психологическим дисциплинам? Насколько заметна разница в сравнении со временем Вашей учебы в вузе?

Интерес к психологии в юношеском возрасте всегда был высоким. Но студенты изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.

Сегодняшняя молодежь стала более инфантильной, отчасти это связано с тем, что более жесткими стали психологические условия существования. В значительной степени утрачены духовные, социально-культурные ценности. Свобода, особенно для молодежи, становится проблемой, и это проявляется в отношении к учебе. Современные студенты гораздо сильнее нацелены на индивидуализм, карьеру, продвижение по службе, материальный достаток, на успех. Обеднение интеллектуального запаса нынешних студентов, упрощение схем мышления, недостаточная развитость сферы чувств в значительной степени вытесняют из процесса обучения, особенно в гуманитарном образовании, не только понимание, но и знание. С появлением "коммерческого" набора в вузе произошло еще и расслоение студенчества.

Факультеты психологии открылись в 1966 году в Московском и Ленинградском университетах. Они создавались в другой стране, под другую образовательную систему и рынок труда. В то время каждый из столичных университетов выпускал ежегодно всего 50 психологов. Они были востребованы в системе академических институтов и на самих факультетах и ориентированы на исследовательскую деятельность. Доминирующей, приоритетной ценностью традиционной подготовки студентов были знания по профессии при недооценке умений. Образование было фундаментальным – студенты, помимо психологических дисциплин, изучали биологию, философию, историю, математику и др. Сегодня страна стала другой. Отразилось ли это на системе психологического образования? Безусловно. В России появилось массовое психологическое образование, наблюдается рост его престижности. Новые психологические вузы и факультеты, которые открылись за последние пятнадцать лет, как правило, ориентировались на прикладные аспекты психологии.

Проблема подготовки практического психолога приобретает в России особую актуальность. Жизнь людей протекает в ситуации непрерывного стресса, неуверенности в завтрашнем дне. Живое, открытое человеческое общение превратилось в большую редкость. Наблюдается колоссальная динамика общественных процессов. При этом насаждается конкуренция, люди испытывают очень сильное социальное унижение, возрастает недоверие между ними. Проблема агрессивного, неуправляемого поведения детей – не только наша беда, она беспокоит весь мир, принимает все более пугающие формы. Мощный поток негативной информации, льющейся с экранов телевизоров, создает у зрителей образ неблагополучного мира, рождает пессимизм от повышения требовательности к человеку, к его психическим функциям. Общество апеллирует к психологам, психиатрам и психотерапевтам, чтобы они помогли людям восстановиться. Но надо отдавать себе отчет, что решение этого вопроса в большой степени социальное. Что же касается возможностей психологии и психотерапии, то они на сегодня все в большей степени приобретают модифицирующие терапевтические функции, связанные с личностным ростом человека, с обогащением его психологических функций и способностей. И в этой области мы действительно многое можем сделать.

Это требует от психолога разносторонней подготовки, позволяющей оценивать психологические, социально-психологические, психофизиологические механизмы возникновения и разрешения психологических проблем, выбирать адекватные психологические тактики. Поэтому в современной подготовке психологов большое внимание уделяется практической ориентированности фундаментальных знаний, в учебный план включены дисциплины, достаточно полно охватывающие такие области работы психолога, как психодиагностика, консультирование с учетом разных подходов и техник, повышается внимание к научным проектам студентов.

Вечный вопрос – почему в университетах психологию изучают в основном девушки, а большинство известных психологов все-таки принадлежат к мужскому полу?

В вопросе – противоречие. Если есть известные психологи-мужчины, значит и они учатся в университетах. Среди практикующих психологов женщин намного больше. Выбор профессии психолога у женщин связан с тем, что трудно не поддаться искушению и не слиться с профессиональной ролью - уж очень она социально принимаемая и модная. Видимо, имеет значение и тот факт, что женщины больше склонны к гуманитарным наукам, выбирают как можно более широкую тематику обучения - искусствоведение, философию, историю, считая, что общая культура еще никому не мешала, как и корочка об окончании вуза. А дальше видно будет, может - замужество, может - другое образование …

Психолог-мужчина и психолог-женщина необходимы одинаково в профессиональной сфере.
Несколько слов о женщинах психологах. Женщины обладают творческим потенциалом и точно также как мужчины, хотят выразить себя в работе. Женская психология устроена так, что общение – это способ наладить контакт, почувствовать близость к человеку. Женщины очень эмоциональны. Они прекрасно замечают мелочи, на которые большинство мужчин просто не обращают внимания. Для женской психологии характерно анализировать события «по кусочкам» - кто как сидел, какое лицо у него было и так далее. Женский анализ эмоционален, в нем мало логики. Но, как ни странно, выводы, сделанные женщиной в результате такого анализа, могут быть удивительно верными. Часто бывает так, что женщина больше доверяет своим ощущениям, внутреннему голосу, а не тому, что видят ее глаза, слышат уши. Женщины имеют более тонкую душевную организацию. Они более чутки к изменению ситуации. Они более тяжелой жизнью живут, им труднее, и в результате они лучше сохраняются.

Наряду с этим, также не без участия СМИ, профессия психолог идеализируется, обрастает мифами, и психологи предстают в образе эдакого «сверхчеловека», обладающего особыми свойствами, суперспособностями, знающими ответы на все вопросы и умеющими изменять судьбы людей. Трудно не поддаться искушению, особенно женщине.

Какие три правила Хорошего Психолога Вы могли бы выделить, воспользовавшись Вашим богатым опытом практической работы?

Знания о хорошем психологе скрыты внутри каждого из нас.
Самое главное – интерес к другим людям. Если этого качества нет, то лучше поискать другую профессию. А правила, наверное, следующие:

  • Хороший психолог – это профессионал, который в своей работе не превышает своих профессиональных полномочий, учитывает этический кодекс психолога, обладает приличным опытом работы и прекрасным самоконтролем, продолжает обучаться и расширять свое сознание и профессионализм. Многие знания – многие печали. Наверное, это не про нас: «Многие знания – чуточку мудрее».
  • От хорошего психолога нельзя услышать фразу «Как я Вам сочувствую!».
  • У психолога нет роли, он всегда должен оставаться никаким, то есть другим. Потому так важна нейтральность в отношениях с клиентом. Клиент сможет поверить вам лишь тогда, когда поймет, что вам от него ничего не нужно.
 Беседу провели Золотухина Ольга (гр. 151103),
Скибина Виктория (гр. 151103) и Гилязиева Евгения (гр. 151101)

19.03.2013


<< Назад к списку  | Просмотров: 781



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.