Международный круглый стол «Психолог образования: кто он? Теория и практика»

Международный круглый стол «Психолог образования: кто он? Теория и практика»

В работе круглого стола приняли участие профессорско-преподавательский состав кафедры возрастной и социальной психологии, студенты факультета психологии НИУ «БелГУ», сотрудники и студенты кафедры педагогики и психологии управления социальными системами Нацио-нального технического университета «Харьковский политехнический институт» (НТУ «ХПИ»), педагоги-психологи образовательных учреждений и представители психологических служб г. Белгорода.

Обсуждались вопросы, касающиеся административной и содержательной составляющей в работе психолога в вариативном образовании; проблемы сотрудничества психолога и педагога в современном школьном образовательном пространстве, оценки эффективности работы психолога образования.

Заведующая кафедрой возрастной и социальной психологии, профессор Резниченко М.А. отметила, что психологи в системе отечественного образования существуют менее тридцати лет, но они уже успели доказать свою нужность и обозначить собственную роль в полноценном обучении и формировании личности учащихся, хотя отношение к школьным психологам у ряда родителей, да и педагогов, остается настороженным. К сожалению, никакого документа, определяющего деятельность психологов в системе образования, до сих пор не принято в профессиональном сообществе, хотя психологи активно обсуждали «Концепцию развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года» и «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования и науки Российской Федерации». Цель круглого стола – актуализировать в профессиональном сообществе важнейшие проблемы сохранения и развития психологической службы в образовании, скорректировать содержание и направленность профессиональной подготовки педагогов-психологов в вузах с учетом актуальных задач развития образования и места практической психологии в образовании. Вариативность современного образования предполагает развитие различных моделей построения психологической службы в образовании, сочетающих в себе как психологическую службу внутри образовательного учреждения, так и различные узкоспециализированные центры, сотрудничающие с образовательными учреждениями. Важно выработать общие принципы по выстраиванию специфической модели психологической службы в каждом конкретном образовательном учреждении (с учетом особенностей социальной среды, контингента учащихся, запроса родителей). При этом модель психологической службы должна выстраиваться с опорой на рамочные представления о месте и роли психолога в обеспечении общих задач образования во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Значимо, чтобы психолог был профессионально востребован участниками образовательного процесса, и сам психолог хорошо понимал свою роль и место в решении общих задач образовательного учреждения, поэтому современному психологу нужно овладевать проектировочной деятельностью, учитывающей потребности и особенности функционирования конкретного образовательного учреждения, это нужно иметь в виду в содержании и методах обучения и организации практик будущих психологов.

Возняк И.В., начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения МКУ «Научно-методический информационный центр» г. Белгорода, председатель ПМПк ОУ, отметила, что заявленная тема круглого стола очень значима в связи с модернизацией образовательного процесса, увеличением объемов работ по различным направлениям работы психолога образовательных учреждений, введением новых стандартов в до-школьное и школьное образование.

Викторова Е.А., ст. преподаватель кафедры возрастной и социальной психологии, сообщила результаты мониторинга состояния психологической службы в образовательном пространстве Белгородской области, проведенного Белгородским региональным центром психолого-медико-социального сопровождения. Согласно полученным данным в настоящее время ощущается недостаток психологов в школьном образовании. Белгородская область обеспечена психологами менее чем на 40%, психологическое сопровождение в ряде учреждений осуществляется специалистами, не имеющими базового психологического образования.

Овсяникова Е.А., доцент кафедры возрастной и социальной психологии, высказала мнение о недостаточности теоретической представленности и разработанности проблемы взаимодействия психолога и педагога, психолога и педагогического коллектива. Отметила необходимость сотрудничества и коллегиальности отношений как условия успешной профессиональной деятельности участников психологической службы школы.

Педагог-психолог Лобынцева К.Г., победитель областного конкурса «Психолог Белгородчины-2012», поделилась своим профессиональным опытом и отметила, что только понятность и прозрачность деятельности психолога для педагогов ОУ обеспечивает сотрудничество с учителем в решении профессиональных задач обучения и воспитания.

«Личностная и профессиональная готовность, желание быть в профессии, активная профессиональная позиция, сотрудничество и творчество – это те характеристики, которые обеспечивают успешность психолога ОУ», - считает Скляренко Н.И., педагог-психолог МБОУ СОШ№ 41, руководитель методического объединения педагогов-психологов ОУ г. Белгорода. По ее мнению, эти характеристики будущий психолог должен проявить уже в процессе обучения, в ходе прохождения практик, подготовки курсовых исследований.

Коллеги из Харькова осветили вопросы подготовки и профессиональной деятельности психологов на Украине. Их выступления касались профессиональной идентичности современного психолога (Новак Т.С.), особенностей профессиональной направленности студентов-психологов (Сергородцева А.А.), развития лидерских качеств личности будущего специалиста в рамках психологической службы вуза (Иванова М.О.).

Наиболее сложным для обсуждения оказался вопрос о проблемах профессионализма и границ профессиональной ответственности психолога в образовательном учреждении, а также оценки эффективности деятельности психолога. Доминирующей была идея, что основными параметрами эффективности деятельности психолога, скорее, может быть наличие запроса к его профессиональным услугам от различных участников образовательного процесса.

Кто может, а кто не может быть психологом в образовательном учреждении? Как профессиональное образование может соотноситься с профессиональной сертификацией или лицензированием? Кто и по каким критериям оценивает эффективность деятельности психолога? Эти вопросы во многом остались открытыми. Мнения по отношению к ним были высказаны различные.

Круглый стол длился около трех часов в форме открытой дискуссии и свободных высказываний мнений и точек зрения по обозначенному кругу проблем. Все участники имели возможность высказаться по обсуждаемым вопросам.

Участники круглого стола отметили необходимость:
- совершенствования деятельности специалистов службы в обеспечении психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы образовательных учреждений;
- для повышения качества психологической помощи участникам образовательного пространства необходима определенная стандартизация деятельности психолога, в частности, создание унифицированных стандартизированных пакетов диагностических средств и внедрения стандартизированных пакетов психолого-педагогических услуг.

Плодотворность работы круглого стола была отмечена всеми участниками и предложение Резниченко М.А. продолжить сотрудничество в форме ежегодных «апрельских встреч» было активно принято.

 Викторова Е.А.,
старший преподаватель
кафедры возрастной и социальной психологии

15.04.2013


<< Назад к списку  | Просмотров: 981



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.