Творческое мышление и креативность: единство разнообразия мнений

Творческое мышление и креативность: единство разнообразия мнений
20 ноября 2012 года на факультете психологии прошел круглый стол на тему «Психология творческого мышления как научного направления», ведущей которого выступила Скибина Виктория (гр. 151103), а организатором – Белецкая Яна Брониславовна, ассистент кафедры возрастной и социальной психологии. В теме пытались разобраться преподаватели, студенты, а также актив СНО факультета психологии.

Первой выступила Бокова Анна (гр. 151005), которая рассказала о методиках оценивания уровня креативности. Достоинства и недостатки разных методик стали предметом полемики участников и организаторов. В ходе обсуждения был сделан вывод, что при существовании множества методик для диагностики креативности, не все из них могут быть надежными и валидными.

Чтобы понять, что представляет собой творческое мышление, имеет смысл определить, что такое представляет из себя понятие «мышление», с чем помогла Русанова Екатерина (гр. 151005). Катя рассказала о специфике творческого мышления и его отличиях от других видов мышления. Участники узнали, что мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.

Ирина Сластен (гр. 151101) представила доклад на тему «Развитие творческого мышления в онтогенезе. Пути, стратегии, условия развития творческого мышления». Ирина раскрыла этапы развития мышления на протяжении жизни человека, с рождения до старости. В психологической науке выделяются различные взгляды ученых на понимание онтогенетического развития мышления. К ним можно отнести: взгляды Ж.Пиаже, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, подход Л.С. Выготского и др. Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи, однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет, а экспериментальные исследования и наблюдения в области возрастной и педагогической психологии позволяют охарактеризовать некоторые особенности развития мышления в определенном возрасте.

Пульман Мария (гр. 151002) рассказала о специфике социальной креативности. Выступление убедило присутствующих, что необоснованно результаты исследований креативности на предметном материале переносить на область человеческих взаимоотношений. Социальная креативность отличается от предметной по содержанию, уровню сложности решаемых задач, происхождению, динамике развития, функциональному пространству и др.

Интересным материалом поделилась с нами Виктория Юрьевна Писарева, ассистент кафедры возрастной и социальной психологии, рассказав результаты исследования на тему «Особенности развития эмпатии как компонента социальной креативности на отдельных этапах профессионализации личности», которое проводилось на старшеклассниках и на студентах-психологах. Оказалось, что невозможно без эмпатического понимания быть способным к созидательному социальному творчеству. Кроме того, уровень развития эмпатии студентов-психологов, хоть и выше, чем у старшеклассников, однако не находится на оптимальном уровне.

Заключительным было выступление Золотухиной Ольги (гр. 151103), которая рассказала о том, как творческое мышление воздействует на деятельность, а также о том, какими характеристиками обладает личность с творческим мышлением. Мы узнали, что единство творческого мышления и деятельности является необходимой предпосылкой для творческих успехов.

Подводя итоги, участники сошлись во мнении, что творческое мышление направлено на создание новых идей, а, поскольку в условиях современного научно-технического прогресса требования к специалистам в любой области профессионального труда возрастают, можно сделать вывод, что специалисты с творческим мышлением более востребованы.
 председатель СНО ФаПси,
Золотухина Ольга, гр. 151103

22.11.2012


<< Назад к списку  | Просмотров: 1058



Войти, чтобы оставить комментарий.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.