Овсяникова Елена Алексеевна

Овсяникова Елена Алексеевна

Кандидат психологических наук, доцент

Родилась 16 декабря 1973 года в г. Белгород. 

В 1992 году с отличием окончила Белгородское педагогическое училище № 1 по специальности «Преподавание обслуживающего труда в 5-9 классах общеобразовательной школы» с присвоением квалификации учитель обслуживающего труда, воспитатель группы продлённого дня.

В 2000 году с отличием окончила социально-психологический факультет по специальности «Психология» с присуждением квалификации педагог-психолог, учитель английского языка».

Общий стаж 25 года. Работала педагогом-психологом в гимназии № 32 в течение 3 лет.

Стаж научно-педагогической деятельности и стаж работы в НИУ «БелГУ» - 14 лет.

В 2009 году в диссертационном совете НИУ «БелГУ» защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Психологическая культура как условие достижения родительского акме» (специальность 19.00.13 - Психология развития, акмеология) под научным руководством доктора психологических наук, профессора Н.И.Исаевой.

В 2015 году присвоено учёное звание доцента.

В круг научных интересов входят проблемы психологии семьи, детско-родительских отношений и психологического консультирования. 

Исполнитель 2 грантов: в 2007-2008 гг. в рамках внутривузовского гранта проведено исследование на тему «Психологическая культура родителя как фактор формирования образа ребёнка» и в 2011-2012 гг. в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» была организована и проведена олимпиада по психологии. 

Участвует в круглых столах, конференциях и интернет-конференциях: во II-й всероссийской научно-практической интернет-конференции «Психологическое обеспечение качества образования в условиях его модернизации» в БелГУ 16 апреля 2008 года с темой «Психологическая культура личности как средство обеспечения качества образования в условиях его модернизации», во II Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности: теория и практика» в НИУ «БелГУ» в 2009 году с темой «Роль психологической службы в развитии психологической культуры родителей», во всероссийской научно-практической молодёжной конференции «Высшая школа: знания или умения? Инновационные подходы в образовании» (Белгород, 20-22 октября 2011 г.) с темой «Психологические основы развития учебной деятельности студентов», в международной научно-практической конференции «Психологические, социальные и педагогические аспекты современной семьи» в г. Орле (Орловский государственный университет) в 2008 году с темой «Психологическая культура родителей и самочувствие ребёнка в семье», в международном круглом столе «Современный специалист: психологические составляющие: "Психолог образования: кто он? Теория и практика", 12-15 апреля 2013 г. Белгород, в I Международной научной конференции "Science progress in European countries: new concepts and modern solutions" 28 марта 2013.г. Штутгарт, Германия с темой «Роль психологической культуры родителя в создании условий для благополучного самочувствия ребёнка в семье», в заседании международного круглого стола, посвященного 140-летию НИУ «БелГУ» «Актуальные проблемы современной прикладной психологии» (Белгород, 12 апреля 2016г.) с темой «Психологическое благополучие семьи с детьми».

Участвует в качестве члена жюри в V - VIII городских научно-исследовательских конференциях обучающихся "Первые шаги в науку". Секция "Психология". (2010-2013гг.)

Является членом регионального экспертного совета РГНФ Белгородской области.

Проводит психологические исследования по запросам суда и адвокатов г.Белгорода, г. Губкина и г. Старый Оскол, проводит психологические консультации по запросу в рамках психологической службы факультета психологии (индивидуальное, семейное и возрастно-психологическое консультирование), проводит семинары и тренинги для педагогов и родителей в образовательных учреждениях г. Белгорода.

В соответствии с учебным планом различных направлений подготовки бакалавриата и магистратуры осуществляет чтение лекций, разработку рабочих программ и УМКД по следующим дисциплинам и спецкурсам: «Введение в профессию», «Психологическое консультирование», «Психологическое консультирование в образовании», «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Возрастно-психологическое консультирование», «Техники психологического консультирования», «Семейное консультирование и психотерапия», «Социально-психологическая адаптация школьников», «Психологическая готовность к школе», «Спецпрактикум-тренинг по работе с семьёй», «Развитие психологической культуры родителей», Детско-родительские отношения: диагностика и коррекция» и др.

В системе «Пегас» разработаны ЭУМКД по дисциплинам «Введение в профессию», «Психологическое консультирование в образовании», «Консультирование по проблемам детско-родительских отношений» и тестовые задания по дисциплинам «Психологическое консультирование» и «Основы психологии семьи и семейного консультирования». В процессе учебных занятий стремится реализовывать личностно-ориентированную модель с элементами проблемного обучения и опорой на деятельностный подход в развитии личности будущих психологов.

Под руководством Овсяниковой Е.А. успешно защищено более 50 выпускных квалификационных работ.

Регулярно повышает квалификацию, в частности, прошла обучение по нескольким программам.

В 2008 году прошла краткосрочное обучение в БелГУ по курсу «Профориентационная и имиджевая политика БелГУ» в объёме 72 ч. 

В 2010 году (с 1.06.10 по 23.10.10) прошла краткосрочное обучение в ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» по программе «Современное управление вузом» в объёме 72 часов.
В 2010 году (с13.09.10 по 12.11.10) прошла краткосрочное обучение в ГОУ ВПО «БелГУ» по программе «Особенности реализации ФГОС в системе высшего образования» в объёме 72 ч.

В 2010 году прошла обучение в психологическом центре «Свет маяка» в Ростове-на Дону по программе семинара-тренинга «Возможности семейной терапии. Структура семьи, её нарушения и способы работы с ними» в объёме 12 часов. 

В 2010 году прошла обучение в психологическом центре «Свет маяка» в Ростове-на Дону по программе семинара-тренинга «Работа с семейной историей. Метод генограммы. Работа с фотографиями» (второй семинар из программы «Интегративная семейная системная психотерапия» в объёме 12 часов.

В 2010 году прошла обучение в психологическом центре «Свет маяка» в Ростове-на Дону по программе семинара-тренинга «Коммуникации в семье. Сопротивление семьи психотерапевту, парадоксальная терапия» (третий семинар из программы «Интегральная семейная системная психотерапия» в объёме 12 часов.

В 2011 году (с14.03.11 по 21.05.11) прошла краткосрочное обучение в ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ» по программе «Развитие психолого-педагогической культуры преподавателя высшей школы» в объёме 72 ч. 

В 2011 году (с20.11.11 по 22.11.11) прошла краткосрочное обучение в ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ» по программе стажировки «Инновационные подходы в высшем профессинальном образовании» в объёме 24 ч. 

В 2012 году (12.03.12 по25.05.12) прошла краткосрочное обучение в ФГАОУ ВПО НИУ «БелГУ» по программе «Повышение уровня IT-компетенций: основы разработки контрольно-измерительных материалов для системы электронного обучения» в объёме 72 ч.

В 2012 году прошла курсы повышения квалификации по программе "Иностранный язык в научно-профессиональной сфере (Pre-Intermediate) в объеме 112 часов в ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет".  

В 2013 году прошла курсы повышения квалификации по программе "Иностранный язык в научно-профессиональной сфере (Intermediate) в объеме 112 часов в ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет".  

В 2014 году прошла курсы повышения квалификации по программе «Медиация. Базовый курс» в объёме 128 часов в ФГАОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет".

В 2016 году прошла курсы повышения квалификации по программе «Графический коучинг как инструмент психологической помощи при прохождении жизненных кризисов» в объёме 48 часов в Институте практической психологии «Иматон» в городе Санкт-Питербург.

Имеет более 50 публикаций, в том числе 10 учебно-методических пособия, 7 статей в периодических журналах, рекомендованных ВАК, 5 статей в периодических журналах, имеющих РИНЦ и 3 статьи в зарубежных электронных журналах, индексированных SCOPUS, среди них:

1. Психологическая культура родителей: учеб. Пособие / Н.И. Исаева, Е.А. Овсяникова.- Белгород: ИД «Белгород», 2012.- 56 с. (3,25 п.л.).

2. Развитие психологической культуры родителей: методическое руководство / Н.И. Исаева, Е.А. Овсяникова.- Белгород: ИД «Белгород», 2012.- 96 с. (5,58 п.л.).

3. Консультативная психология: теория и практика / Е. А. Овсяникова, В.Ю. Писарева.-Белгород: ИД. «Белгород», 2013. – 150 с. (8 п.л.).

4. Психология достижения матерями родительского акме // Научные ведомости БелГУ. Серия гуманитарных наук.-№18(89).-2010.-Вып.7.- С.-319-328. (0,8 п.л.).

5. Психологическая культура родителей как фактор выбора модели взаимодействия с детьми // Научные ведомости БелГУ. Серия гуманитарных наук.-№2.-2013.-Вып.17. (0,8 п.л.).

6. Мотивы усыновления и родительские установки будущих родителей-усыновителей в структуре их психологической культуры // Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 2. Том 20.- Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. С. 22-28. (0,5 п.л.) (входит в РИНЦ ScienceIndex).

7. Образ семьи в период юношеского возраста как фактор формирования психологической готовности к семье и браку /Овсяникова Е.А., Зиборова Е.И. // Вестник Университета (Государственный университет управления). Теоретический и научно-методический журнал. Москва.- 2014.- № 9.- С.279-283 (0,3/0,15 п.л.) (№ 531из Перечня изданий ВАК).

8. Психологическая культура как условие достижения родительского акме: монография/ Е.А. Овсяникова. – ИД: LAPLAMBERTAcademicPublishing, Веб-сайт: http://www.lap-publishing./, 2014. – 120 с. ISBN 978-3-659-16432-3(5 п.л.).

9. Семейная медиация как одно из ведущих направлений государственной семейной политики/ Е.А. Овсяникова, О.В. Костина, Н.И. Долженко, И.В. Савельева// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. Научно-практический журнал № 10 (53), 2014. Ростов-на-Дону. - С.42-47 (0,4/0,2п.л.).

10. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий/ Е.А. Овсяникова, Н.С. Борзилова// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия гуманитарные науки.-№26 (197).-2014.-Вып.24.- С.162-169 (0,3п.л.).

11. Роль школьной медиации в формировании коммуникативной культуры и психологического здоровья подростков (коллективная монография)/ Е.А. Овсяникова, Н.Г. Бондаренко, Е.В. Галеева, А. Казикин, О.В. Костина и др.// Innovations in education: Monograph, Volume 6/ ed. By L. Shlossman.- Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015.- 88p.(10,6/1,2п.л.).

12. Peculiarities of academic motivation of students with different level of internet addiction/ E.A. Ovsyanikova, Y.M. Chapskaya, N.N. Bityutskaya, I.V.Laukhina.// International business management, 2016, Volume 10, Issue 16,  p. 3345-3348. DOI: 10, 3923/ibm.2016.3345.3348 URL: http//medwelljournals.com/abstract/?doi=ibm.2016.3345.3348 (0,8п.л.)

13. Nature of spouses interaction in conflict situations as the satisfaction with marriage condition at family life different stages./ E.A. Ovsyanikova, N.S.Borzilova, M.Y. Hudayeva, A.S.Gerasimova, O.E. Panich, S.V. Shkilev.// The Social Sciences, 2016, Volume 11:  p. 2395-2399. DOI: 10, 3923/sscience.2016.2395.2399. URL: http//medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2016.2395.2399 (0,8 п.л.)

В 2014 году зарегистрировано «ноу-хау» в качестве результата интеллектуальной деятельности:«Технологическая модель создания эмоционального комфорта сторон в процедуре медиации», авторы: Овсяникова Е.А., Тонков Е.Е., Костина О.В., Синенко В.С.

 


E-mail:  Ovsyannikova@bsu.edu.ru

<< Назад


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.