Кафедра общей и клинической психологии

ул. Студенческая, 14, корпус 4, каб. 509
тел.: +7 (4722) 30-18-67
Заведующий кафедрой общей и клинической психологии - Ковтун Юлия Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент
kovtun@bsu.edu.ru
ППС

Кафедра общей и клинической психологии – это около 30 высококлассных специалистов, средний возраст которых 37 лет, 70% из них - кандидаты и доктора наук. К образовательной деятельности кафедрой привлечены также известные в России специалисты в области психологической науки: Никишина В.Б. - доктор психологических наук, профессор Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, Лукьянов В.В. - доктор медицинских наук, профессор Курского государственного университета, Запесоцкая И.В. - доктор психологических наук, доцент профессор кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий ФДПО, начальник отдела сопровождения и координации образовательных программ РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Возглавляет кафедру кандидат психологических наук Ю.Ю. Ковтун.


Коллектив кафедры

Кафедра осуществляет подготовку студентов по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (квалификация выпускника – «Клинический психолог»), 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата), 37.04.01 «Психология» (уровень магистратуры).

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки клинического психолога по специальности при очной форме обучения – 5,5 лет; по направлению бакалавриата - 4 года при очной форме обучения, 5 лет при очно-заочной форме обучения; по направлению магистратуры срок обучения – 2 года очной форме обучения; 2,5 года – при очно-заочной форме обучения.

Содержание профессиональной подготовки бакалавра, специалиста и магистра на кафедре общей и клинической психологии определяется образовательной программой и включает теоретическую подготовку, лабораторные и практические занятия, тренинги и практики.

Клиническая психология – специальность широкого профиля, участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Основные сферы приложения специальных знаний и умений клинического психолога:

  • психологическая диагностика нарушений психической деятельности и психического развития для разработки обоснованных рекомендаций по лечению, реабилитации, учебной и профессиональной деятельности лиц с трудностями адаптации и различными заболеваниями;
  • психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями психического развития, соматическими заболеваниями и физическими дефектами;
  • психологическая помощь лицам с психическими и соматическими заболеваниями, а также их ближайшему социальному окружению (семье);
  • психологическое сопровождение лечебного и реабилитационного процессов;
  • психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях;
  • участие в различных видах экспертизы (судебно-психологической, комплексно судебной психолого-психиатрической, социально-трудовой, военной, медико–психолого-педагогической и др.);
  • разработка психологических программ профилактики заболеваний и поведенческих нарушений;
  • расширение адаптационных возможностей личности для повышения качества жизни;
  • психолого-просветительская деятельность и преподавание.

Практические навыки и умения клинического психолога должны обеспечивать квалифицированное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

Клинический психолог для достижения своих профессиональных целей должен уметь оказывать психологическую помощь и владеть навыками практической работы с семьёй, социальными службами и другими социальными учреждениями, от которых зависит психологическое состояние и психическое здоровье его клиента.

В сферу профессиональной деятельности психолога, преподавателя психологии входит:

  • диагностика и коррекция психических процессов, свойств и состояний человека, а также их проявлений в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способов и форм их организации и изменения при воздействии извне;
  • психологическая экспертиза и консультирование системе образования, здравоохранения, управления, народного хозяйства, социальной помощи населению;
  • научно-исследовательская деятельность.

В процессе обучения специалист–психолог приобретает знания:

  • об основных функциях психологии и сферах применения психологических знаний в различных областях жизни;
  • о структуре личности и движущих силах её развития;
  • о психологических закономерностях общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формировании производственного коллектива, организации;
  • основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, уметь пользоваться методами диагностики облученности и воспитанности.

Овладевает умениями для решения задач, соответствующих его квалификации:

  • приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;
  • умением ориентироваться в современных научных концепциях психологии, осуществлять самостоятельный информационный поиск;
  • на основе накопленных теоретических знаний анализировать поставленные проблемы;
  • грамотно ставить и решать исследовательские задачи;
  • умением пользоваться комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

Подготовка по направлению 37.03.01 «Психология».

Профиль (с 2020 г.) «Психологическое сопровождение лиц с девиантным поведением» Степень (квалификация) – бакалавр психологии.

Программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовки лиц, завершающих образование в вузе на данном этапе: фундаментальное гуманитарное образование, современные психологические знания, общие тенденции развития высшего профессионального образования.

Программа ориентирует студентов на изучение следующих аспектов:

  • психологические процессы и состояния, проявляющихся в деятельности и поведении людей;
  • формирование целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в обществе;
  • формирование умений и способностей применять современные методы сбора и анализа информации при решении конкретных задач;
  • на овладение навыками современной организации своего труда, включающие компьютерные методы сбора и обработки научного материала.

Целью обучения является подготовка квалифицированных бакалавров, обладающих теоретическими знаниями и навыками практической работы в области психологии. Достигается эта цель посредством применения апробированных методов комплексного преподавания в сочетании с набором практически ориентированных курсов общепрофессионального и специального циклов.

Выпускники могут найти применение своим знаниям и навыкам в качестве профессиональных психологов, консультантов, менеджеров по кадрам и др.

Базовый учебный план предполагает последовательное углубление общей эрудиции, расширение знаний по циклу общепрофессиональных дисциплин «Общей психологии», «Экспериментальной психологии», «Психологии личности», «Клинической психологии» и других в соответствии с примерным планом Министерства образования Росси, Углубление знаний и умений обеспечивается практикоориентированными курсами дисциплин по выбору «Активные методы в психологии», «Психологии управления», «Психология конфликта» и другими в соответствии с учебным планом.

Профиль «Психологическое сопровождение лиц с девиантным поведением» обеспечивается такими дисциплинами, как: «Психология здоровья», «Профилактика девиантного поведения», «Практикум по психологии девиаций», «Психокоррекция и профилактика суицидального поведения», «Психокоррекция и профилактика с делинквентного поведения», «Психодрама в работе с девиациями», «Основы социальной интеграции лиц с девиациями», «Социальная работа с девиантными подростками», «Профилактика зависимого поведения», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи с девиантным ребенком и др.

Подготовка по направлению 37.04.01 «Психология». Степень (квалификация) – магистр психологии.

Кафедрой реализуется магистерская программа «Практическая психология». Цель магистерской программы – подготовка магистров в области широкого спектра проблем современной психологии. Программа позволяет формировать высокий уровень теоретических знаний, компетентность в исследовательской и преподавательской деятельности. Программа содержит материал, актуальный для исследовательских проектов международного уровня. Преимущества программ данного направления подготовки:

  • Взаимодействие с профессиональным сообществом;
  • Свободный доступ к информационным ресурсам;
  • Современные методики обучения и формы организации учебного процесса;
  • Практические навыки в студенческой психологической службе;
  • Возможность получения дополнительной информации и практических навыков через конференции, мастер-классы, практические семинары;
  • Постоянный личностный рост;
  • Возможность ведения частной практики;
  • Востребованность на рынке труда.

Выпускник магистратуры получает возможность реализации в должности:

  • Психолог;
  • Психолог в службе психологического консультирования;
  • Психолог в социальной сфере;
  • Психолог-консультант в системе образования;
  • Психолог в кадровой службе (помощник директора, директор по персоналу);
  • Корпоративный тренер:
  • Практикующий психолог.

Структура учебной деятельности магистров нацелена на развитие профессиональной компетентности будущего магистра психологии, на решение творческих задач в ситуациях будущей профессиональной деятельности.

Информацию предоставил зав. кафедрой доц. Ковтун Ю.Ю., 01.11.2023 г.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.