Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Специалитет

Специалитет Специалитет Специалитет Специалитет Специалитет Специалитет Специалитет Специалитет Специалитет Специалитет
Факультет психологии осуществляет подготовку специалистов по специальностям 37.03.05 Клиническая психология и 37.05.02 Психология служебной деятельности. 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Уровень подготовки: специалитет
Квалификация: Клинический психолог
Специализация: Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях
Форма и нормативный срок обучения: очная (5 лет 6 месяцев)/

Область профессиональной деятельности клинических психологов включает исследовательскую и практическую деятельность в сфере клинической психологии, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и психологической помощи гражданам в учреждениях здравоохранения, образования и социальной помощи населению, общественных и хозяйственных организациях, административных и правоохранительных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также в сфере частной практики - предоставление психологических услуг или продукции физическим лицам и организациям.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
• человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием, а также системы и процессы охраны, профилактики и восстановления здоровья;
• распространение информации и формирование знаний о психологических факторах психического и физического здоровья и здоровом образе жизни;
• изучение психологических факторов дезадаптации и развития нервно-психических и психосоматических заболеваний;
• изучение психологических факторов формирования поведения, направленного на поддержание, сохранение, укрепление и восстановление здоровья; • выявление лиц с повышенным риском развития заболеваний, психологической и социальной дезадаптации;
• психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики и содействия процессам коррекции, развития и адаптации личности;
• психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также в целях содействия процессам развития и адаптации личности;
• психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.

Выпускники по специальности 37.05.01 Клиническая психология готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
• научно-исследовательской;
• психодиагностической;
• консультативной и психотерапевтической (психологическое вмешательство);
• экспертной;
• преподавательской;
• психолого-просветительской;
• организационно-управленческой;
• проектно-инновационной.

Выпускник по специальности 37.05.01 Клиническая психология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

1) научно-исследовательская деятельность:
• реализация основных процедур теоретического анализа проблем, связанных с дезадаптацией человека, с функционированием людей с ограниченными возможностями, с расстройствами психики при различных заболеваниях;
• обзор и анализ существующей психологической литературы по вопросам концептуализации методологии психодиагностической и консультативной (коррекционной и психотерапевтической) деятельности;
• формулирование конкретных гипотез, целей и задач психологических исследований, выбор методов исследования, соответствующих поставленной проблеме;
• планирование научного исследования;
• разработка дизайна исследования, оценка его соответствия современным требованиям, целям исследования и этико-деонтологическим нормам;
• разработка новых и адаптация существующих методов психологического исследований (в том числе, с использованием новых информационных технологий);
• самостоятельное проведение исследования;
• выбор и применение номотетических и идеографических методов обработки и анализа психологических данных, моделей интерпретации полученных результатов, подготовка заключений и рекомендаций;
• проведение научной экспертизы (экспертная оценка актуальных и потенциальных исследовательских проектов), письменное, устное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;
• организация и участие в научных и профессиональных собраниях и конференциях; 2) психодиагностическая деятельность:
• эффективное взаимодействие с пациентом (или клиентом), медицинским персоналом и заказчиком услуг с учетом клинико-психологических, социально-психологических и этико-деонтологических аспектов взаимодействия;
• выявление и анализ информации о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического (биографического) метода и других клинико-психологических методов;
• определение целей, задач и программы (выбор методов и последовательности их применения) психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;
• диагностика психических функций, состояний, свойств и структуры личности и интеллекта, психологических проблем, конфликтов, уровня развития нравственного и правового сознания, способов адаптации, личностных ресурсов, межличностных отношений и других психологических феноменов с использованием соответствующих методов клинико-психологического и экспериментально-психологического исследования;
• составление развернутого структурированного психологического заключения и рекомендаций с учетом современных представлений о системном характере психики человека в норме и патологии;
• предоставление обратной связи: обеспечение пациента (клиента), медицинского персонала и других заказчиков услуг информацией о результатах диагностики с учетом потребностей и индивидуальных особенностей пользователя психологического заключения;

3) консультативная и психотерапевтическая деятельность (психологическое вмешательство):
• определение целей, задач и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;
• разработка программы (определение конкретных методов и последовательности их применения) психологического вмешательства в соответствии с нозологическими, синдромальными и индивидуально-психологическими характеристиками пациентов (клиентов) и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития;
• проведение психологического вмешательства с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;
• оценка эффективности психологического вмешательства;
• консультирование медицинского персонала, работников социальных служб, педагогов, руководителей по вопросам взаимодействия с людьми для создания «терапевтической среды» и оптимального психологического климата;
• психологическое консультирование населения с целью выявления индивидуально-психологических и социально-психологических факторов риска дезадаптации, первичной и вторичной профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств;

4) экспертная деятельность:
• постановка целей и задач психологического исследования в рамках различных видов экспертизы совместно с заказчиком;
• выбор методов психологического исследования, адекватных задачам конкретного вида экспертизы;
• проведение психологического исследования в рамках судебной психиатрической (в том числе, комплексной судебно-психолого-психиатрической), военной, медико-социальной и медико-психолого-педагогической экспертизы;
• составление экспертного психологического заключения;
• предоставление обратной связи: обеспечение заказчика информацией о результатах экспертного психологического исследования;

5) преподавательская деятельность:
• разработка целей, стратегии и плана обучения;
• определение содержания обучения, выбор и использование различных обучающих (в том числе, современных компьютерных) технологий;
• разработка различных материалов для повышения эффективности обучающего процесса (написание учебников, создание инструментария, обучающих моделей);
• проведение обучения в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные методы обучения);
• организация самостоятельной работы и консультирование субъектов образовательного процесса;
• разработка критериев и оценка результатов обучения;
• оценка и совершенствование программ обучения и развития;

6) психолого-просветительская деятельность (распространение психологических знаний, принципов, методов и стандартов):
• стимулирование интереса к психологическим знаниям и практике;
• распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;
• формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром;
• подготовка и презентация программ здоровья для общественных и государственных организаций (программы профилактики курения, программы для родителей, просветительские программы о психологических услугах в области здоровья);
• подготовка и презентация программ раннего психологического вмешательства для групп риска (профилактика наркозависимости, синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), школьного насилия);
• подготовка, презентация, координация и оценка обучающих психологических программ, семинаров и мастер-классов для различных групп (для персонала в образовательных и юридических системах, в коммерческих организациях, для медицинских работников);
• проведение экспертизы и оказание консультативных психологических услуг федеральным, региональным органам и советам (органам здравоохранения, правоохранительным органам) и другим организациям, участвующим в общественной жизни;
• распространение психологических знаний и повышение их ценности в массовом сознании с помощью средств массовой информации (СМИ) (интервью и статьи в прессе, выступления по радио и телевидению);
• создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессиональных стандартов для организаций и частных практиков, работающих в области психологических услуг;

7) организационно-управленческая деятельность:
• решение управленческих задач в условиях реально действующих клинико-психологических структур в соответствии с организационно-правовыми основами профессиональной деятельности;
• руководство стажерами и соискателями в процессе их практической и научно-практической деятельности в области клинической психологии;
• реализация интерактивных методов, клинико-психологических технологий, ориентированных на охрану здоровья индивидов и групп;
• координация взаимодействия с психологами, специалистами здравоохранения, представителями других сфер деятельности, а также с руководителями, персоналом различных организаций;
• создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессионально-этических стандартов для организаций и частных лиц, работающих в области психологических услуг;
• организация деятельности ведомственных психологических служб и их структурных подразделений (Минобрнауки, Министерства здравоохранения и социального развития, правоохранительных органов и других организаций);

8) проектно-инновационная деятельность:
• проведение клинико-психологических исследований в различных областях клинической психологии;
• выбор и применение клинико-психологических технологий, позволяющих осуществлять решение новых задач в различных областях профессиональной практики;
• методическая и профессиональная готовность к работе над междисциплинарными проектами;
• психологическое сопровождение инноваций, нацеленных на повышение качества жизни и психологического благополучия и здоровья людей;
• внедрение новых методик и рекомендаций в спортивную практику с целью повышения эффективности соревновательной деятельности спортсменов и тренеров в массовом спорте, спорте высших достижений, в работе с населением и болельщиками, в СМИ.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уровень подготовки: специалитет
Квалификация: Психолог
Специализация: Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности
Форма и нормативный срок обучения: очная (5 лет)

Область профессиональной деятельности психологов включает решение комплексных задач психологического обеспечения управления, служебной деятельности личного состава и подразделений в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, образования, социальной помощи, организации работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям, и психологического образования.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в служебной деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества.

Выпускники по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
• практическая;
• научно-исследовательская;
• организационно-управленческая;
• педагогическая;
• специальная.

Выпускник по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности должен решать следующие профессиональные задачи:

1) практическая деятельность:
• психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, эффективного выполнения им оперативно-служебных задач;
• определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу (в правоохранительные органы, военную службу), учебу (в ведомственные образовательные учреждения, в которых предусмотрена служба в правоохранительных органах и (или) военная служба), перемещаемых по службе на другие должности, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач, психологическое обеспечение работы с резервом кадров на управленческие должности;
• осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава с целью формирования морально-психологической готовности к деятельности в повседневных и экстремальных условиях;
• анализ характеристик психических процессов, психических свойств и состояний человека, их проявлений в различных видах служебной деятельности личного состава, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества;
• мониторинг психологического климата, описание и анализ форм организации взаимодействий в служебных коллективах; выявление проблем, затрудняющих функционирование подразделения, учреждения, организации; проведение диагностики и оптимизации работы с личным составом, консультирование руководителей по результатам психологического обследования личного состава подразделения;
• проведение психологической реабилитации и восстановления работоспособности сотрудников, военнослужащих и иных лиц;
• предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации;
• формирование установок в отношении здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления профессиональных и жизненных трудностей;
• разработка моделей психодиагностики, методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация; составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию;
• разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ психологической помощи сотрудникам, военнослужащим и иным лицам;
• психологическое консультирование в области управленческой, социальной, профессиональной, образовательной деятельности; консультирование должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата; индивидуальное консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста;

2) научно-исследовательская деятельность:
• участие в проведении прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, в работе научных конференций и семинаров;
• психологическое сопровождение инноваций;

3) организационно-управленческая деятельность:
• организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
• эргономическое обеспечение организации рабочих мест;
• совершенствование методического инструментария психологической службы;

4) педагогическая деятельность:
• преподавание психологических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;
• распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, служебной и организационной деятельности, коммуникации;

5) специальная деятельность:
• задачи специальной деятельности определяются вузом совместно с заказчиком кадров (работодателем) с учетом специфики будущей служебной деятельности специалиста.
Информацию предоставила
заместитель декана по учебной и методической работе
факультета психологии Калашник Е.В., 20.10.2015 г.

Документы

  • Буклет специальности 37.05.02«Психология служебной деятельности»   Загрузить