Коллектив кафедры
Кафедра общей и клинической психологии – это около 30 высококлассных специалистов, средний возраст которых 43 года, 98% из них - кандидаты и доктора наук. К образовательной деятельности кафедрой привлечены также известные в России специалисты в области психологической науки: Кабардов М.К. - доктор психологических наук, профессор психологического института РАО, Никишина В.Б. - доктор психологических наук, профессор Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, Лукьянов В.В. - доктор медицинских наук, профессор Курского государственного университета, Запесоцкая И.В. - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета. Возглавляет кафедру кандидат психологических наук, доцент И.А. Кучерявенко.
Кафедра осуществляет подготовку студентов по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (квалификация выпускника – «Клинический психолог. Преподаватель психологии»), 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата), 37.04.01 «Психология» (уровень магистратуры).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки клинического психолога по специальности при очной форме обучения – 5,5 лет; по направлению бакалавриата - 4 года при очной форме обучения, 4,5 года при очно-заочной форме обучения, 5 лет при заочной форме обучения; по направлению магистратуры срок обучения – 2 года очной форме обучения; 2,5 года – при очно-заочной и заочной формах обучения.
Содержание профессиональной подготовки бакалавра, специалиста и магистра на кафедре общей и клинической психологии определяется образовательной программой и включает теоретическую подготовку, лабораторные и практические занятия, тренинги и практики.
Клиническая психология – специальность широкого профиля, участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Основные сферы приложения специальных знаний и умений клинического психолога:
- психологическая диагностика нарушений психической деятельности и психического развития для разработки обоснованных рекомендаций по лечению, реабилитации, учебной и профессиональной деятельности лиц с трудностями адаптации и различными заболеваниями;
- психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями психического развития, соматическими заболеваниями и физическими дефектами;
- психологическая помощь лицам с психическими и соматическими заболеваниями, а также их ближайшему социальному окружению (семье);
- психологическое сопровождение лечебного и реабилитационного процессов;
- психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях;
- участие в различных видах экспертизы (судебно-психологической, комплексно судебной психолого-психиатрической, социально-трудовой, военной, медико–психолого-педагогической и др.);
- разработка психологических программ профилактики заболеваний и поведенческих нарушений;
- расширение адаптационных возможностей личности для повышения качества жизни;
- психолого-просветительская деятельность и преподавание.
Практические навыки и умения клинического психолога должны обеспечивать квалифицированное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.
Клинический психолог для достижения своих профессиональных целей должен уметь оказывать психологическую помощь и владеть навыками практической работы с семьёй, социальными службами и другими социальными учреждениями, от которых зависит психологическое состояние и психическое здоровье его клиента.
В сферу профессиональной деятельности психолога, преподавателя психологии входит:
- диагностика и коррекция психических процессов, свойств и состояний человека, а также их проявлений в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способов и форм их организации и изменения при воздействии извне;
- психологическая экспертиза и консультирование системе образования, здравоохранения, управления, народного хозяйства, социальной помощи населению;
- научно-исследовательская деятельность.
В процессе обучения специалист–психолог приобретает знания:
- об основных функциях психологии и сферах применения психологических знаний в различных областях жизни;
- о структуре личности и движущих силах её развития;
- о психологических закономерностях общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формировании производственного коллектива, организации;
- основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, уметь пользоваться методами диагностики облученности и воспитанности.
Овладевает умениями для решения задач, соответствующих его квалификации:
- приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;
- умением ориентироваться в современных научных концепциях психологии, осуществлять самостоятельный информационный поиск;
- на основе накопленных теоретических знаний анализировать поставленные проблемы;
- грамотно ставить и решать исследовательские задачи;
- умением пользоваться комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Подготовка по направлению 37.03.01 «Психология».
Профиль (с 2020 г.)
«Психологическое сопровождение лиц с девиантным поведением» Степень (квалификация) – бакалавр психологии.
Программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовки лиц, завершающих образование в вузе на данном этапе: фундаментальное гуманитарное образование, современные психологические знания, общие тенденции развития высшего профессионального образования.
Программа ориентирует студентов на изучение следующих аспектов:
- психологические процессы и состояния, проявляющихся в деятельности и поведении людей;
- формирование целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в обществе;
- формирование умений и способностей применять современные методы сбора и анализа информации при решении конкретных задач;
- на овладение навыками современной организации своего труда, включающие компьютерные методы сбора и обработки научного материала.
Целью обучения является подготовка квалифицированных бакалавров, обладающих теоретическими знаниями и навыками практической работы в области психологии. Достигается эта цель посредством применения апробированных методов комплексного преподавания в сочетании с набором практически ориентированных курсов общепрофессионального и специального циклов.
Выпускники могут найти применение своим знаниям и навыкам в качестве профессиональных психологов, консультантов, менеджеров по кадрам и др.
Базовый учебный план предполагает последовательное углубление общей эрудиции, расширение знаний по циклу общепрофессиональных дисциплин «Общей психологии», «Экспериментальной психологии», «Психологии личности», «Клинической психологии» и других в соответствии с примерным планом Министерства образования Росси, Углубление знаний и умений обеспечивается практикоориентированными курсами дисциплин по выбору «Активные методы в психологии», «Психологии управления», «Психология конфликта» и другими в соответствии с учебным планом.
Профиль «Психологическое сопровождение лиц с девиантным поведением» обеспечивается такими дисциплинами, как: «Психология здоровья», «Профилактика девиантного поведения», «Практикум по психологии девиаций», «Психокоррекция и профилактика суицидального поведения», «Психокоррекция и профилактика с делинквентного поведения», «Психодрама в работе с девиациями», «Основы социальной интеграции лиц с девиациями», «Социальная работа с девиантными подростками», «Профилактика зависимого поведения», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи с девиантным ребенком и др.
Подготовка по направлению 37.04.01 «Психология». Степень (квалификация) – магистр психологии.
Кафедрой реализуются магистерские программы «Практическая психология» и «Когнитивные нейронауки и нейротехнологии». Цель магистерской программы – подготовка магистров в области широкого спектра проблем современной психологии. Программа позволяет формировать высокий уровень теоретических знаний, компетентность в исследовательской и преподавательской деятельности. Программа содержит материал, актуальный для исследовательских проектов международного уровня. Преимущества программ данного направления подготовки:
• Взаимодействие с профессиональным сообществом;
• Свободный доступ к информационным ресурсам;
• Современные методики обучения и формы организации учебного процесса;
• Практические навыки в студенческой психологической службе;
• Возможность получения дополнительной информации и практических навыков через конференции, мастер-классы, практические семинары;
• Постоянный личностный рост;
• Возможность ведения частной практики;
• Востребованность на рынке труда.
Выпускник магистратуры получает возможность реализации в должности:
• Психолог;
• Нейропсихолог;
• Психолог в службе психологического консультирования;
• Психолог в социальной сфере;
• Психолог-консультант в системе образования;
• Психолог в кадровой службе (помощник директора, директор по персоналу);
• Корпоративный тренер:
• Практикующий психолог.
Структура учебной деятельности магистров нацелена на развитие профессиональной компетентности будущего магистра психологии, на решение творческих задач в ситуациях будущей профессиональной деятельности.