Кафедра общей и клинической психологии

ул. Студенческая, 14, корпус 4, каб. 509
тел.: +7 (4722) 30-18-67
заведующая кафедрой общей и клинической психологии –  Разуваева Татьяна Николаевна
доктор психологических наук, профессор
razuvaeva@bsu.edu.ru
ППС

Коллектив кафедры

Кафедра общей и клинической психологии – это около 30 высококлассных специалистов, средний возраст которых 42 года, 96% из них - кандидаты и доктора наук. К образовательной деятельности кафедрой привлечены также известные в России специалисты в области психологической науки: Кабардов М.К. - доктор психологических наук, профессор психологического института РАО, Никишина В.Б. - доктор психологических наук, профессор Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, Лукьянов В.В. - доктор медицинских наук, профессор Курского государственного университета, Запесоцкая И.В. - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии здоровья и коррекционной психологии Курского государственного медицинского университета. Возглавляет кафедру доктор психологических наук, профессор Т.Н. Разуваева.

Кафедра осуществляет подготовку студентов по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» (квалификация выпускника – «Клинический психолог. Преподаватель психологии»), участвует в подготовке студентов по направлению 37.03.01 – «Психология».

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки психолога по специальности при очной форме обучения – 5,5 лет.

Кафедра ориентированна на подготовку студентов по направлению бакалавриата, срок обучения 4 года.

Перспективными направлениями кафедры являются внедрение магистерских программ. Срок обучения в магистратуре - 2 года.

Содержание профессиональной подготовки бакалавра, специалиста и магистра на кафедре общей и клинической психологии определяется образовательной программой и включает теоретическую подготовку, лабораторные и клинические практикумы, тренинги и практики.

Клиническая психология – специальность широкого профиля, участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Основные сферы приложения специальных знаний и умений клинического психолога:

  • психологическая диагностика нарушений психической деятельности и психического развития для разработки обоснованных рекомендаций по лечению, реабилитации, учебной и профессиональной деятельности лиц с трудностями адаптации и различными заболеваниями;
  • психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями психического развития, соматическими заболеваниями и физическими дефектами;
  • психологическая помощь лицам с психическими и соматическими заболеваниями, а также их ближайшему социальному окружению (семье);
  • психологическое сопровождение лечебного и реабилитационного процессов;
  • психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях;
  • участие в различных видах экспертизы (судебно-психологической, комплексно судебной психолого-психиатрической, социально-трудовой, военной, медико–психолого-педагогической и др.);
  • разработка психологических программ профилактики заболеваний и поведенческих нарушений;
  • расширение адаптационных возможностей личности для повышения качества жизни;
  • психолого-просветительская деятельность и преподавание.

Особое внимание необходимо обратить на то, что специалист в области клинической психологии – это ещё и преподаватель соответствующих психологических дисциплин.

Практические навыки и умения клинического психолога должны обеспечивать квалифицированное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

Клинический психолог для достижения своих профессиональных целей должен уметь оказывать психологическую помощь и владеть навыками практической работы с семьёй, социальными службами и другими социальными учреждениями, от которых зависит психологическое состояние и психическое здоровье его клиента.

В сферу профессиональной деятельности психолога, преподавателя психологии входит:

  • диагностика и коррекция психических процессов, свойств и состояний человека, а также их проявлений в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способов и форм их организации и изменения при воздействии извне;
  • психологическая экспертиза и консультирование системе образования, здравоохранения, управления, народного хозяйства, социальной помощи населению;
  • научно-исследовательская деятельность.

В процессе обучения специалист–психолог приобретает знания:

  • об основных функциях психологии и сферах применения психологических знаний в различных областях жизни;
  • о структуре личности и движущих силах её развития;
  • о психологических закономерностях общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формировании производственного коллектива, организации;
  • основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, уметь пользоваться методами диагностики облученности и воспитанности.

Овладевает умениями для решения задач, соответствующих его квалификации:

  • приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;
  • умением ориентироваться в современных научных концепциях психологии, осуществлять самостоятельный информационный поиск;
  • на основе накопленных теоретических знаний анализировать поставленные проблемы;
  • грамотно ставить и решать исследовательские задачи;
  • умением пользоваться комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

Подготовка по направлению 37.03.01 «Психология».
Степень (квалификация) – бакалавр психологии.

Программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовки лиц, завершающих образование в вузе на данном этапе: фундаментальное гуманитарное образование, современные психологические знания, общие тенденции развития высшего профессионального образования.

Программа ориентирует студентов на изучение следующих аспектов:

  • психологические процессы и состояния, проявляющихся в деятельности и поведении людей;
  • формирование целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в обществе;
  • <формирование умений и способностей применять современные методы сбора и анализа информации при решении конкретных задач;
  • на овладение навыками современной организации своего труда, включающие компьютерные методы сбора и обработки научного материала.

Целью обучения является подготовка квалифицированных бакалавров, обладающих теоретическими знаниями и навыками практической работы в области психологии. Достигается эта цель посредством применения апробированных методов комплексного преподавания в сочетании с набором практически ориентированных курсов общепрофессионального и специального циклов.

Выпускники могут найти применение своим знаниям и навыкам в качестве профессиональных психологов (в системах образования, медицины и др.), консультантов, менеджеров по кадрам и др.

Базовый учебный план предполагает последовательное углубление общей эрудиции, расширение знаний по циклу общепрофессиональных дисциплин «Общей психологии», «Экспериментальной психологии», «Психологии личности», «Клинической психологии» и других в соответствии с примерным планом Министерства образования Росси, Специализация обеспечивается курсами дисциплин специализации «активные методы в психологии», «Психологии управления», «Наркология», «Человек и его сопровождение в системах образования», «Психология конфликта» и другими в соответствии с учебным планом.

Магистерская программа 37.04.01 Психология

Цель магистерской программы – подготовка магистров в области широкого спектра проблем современной психологии развития. Программа позволяет формировать высокий уровень теоретических знаний, компетентность в исследовательской работе, в преподавательской деятельности, Программа содержит материал, актуальный для исследовательских проектов международного уровня. В подготовке магистров используются современные методики обучения и формы организации учебного процесса. А именно: используются проективный подход, индивидуально – ориентированная технология обучения, интерактивные методы обучения. Реализация программы обеспечено учебными, методическими, диагностическими материалами, компьютерными программами для обработки диагностических данных.

Структура самостоятельной работы магистров нацелена не только на текущую проверку знаний и умений, но и на развитие профессиональной компетентности будущего магистра психологии, при решении творческих задач в ситуациях будущей профессиональной деятельности.

Информацию предоставила зав. кафедрой проф. Разуваева Т.Н., 08.11.2017 г.


Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.